Fashion Business Magazine
Аналитика
17 января 2017

Профориентация в индустрии моды

Для обсуждения темы Fashionograph собрал круглый стол с представителями ведущих образовательных программ Москвы по подготовке и переподготовке человеческого ресурса для одежных марок, торговых и производственных компаний, медиа и обслуживающих подрядных структур.

Не смотря на то, что российская индустрия моды все нулевые и 10-е годы развивалась еле заметными шагами, последние «кризисные» 24 месяца прошли под знаком довольно бурного с виду роста – то ли благодаря тренду на импортозамещение, то ли вопреки ему. Все большее число начинающих дизайнерских марок задумывается о собственных производствах и командах, ориентируя, таким образом, рынок на повышения спроса на специалистов, причем, не всегда профильных, но и с «иным» опытом. В ситуации замедления развития нефтегазового сектора, страхования и, например, банковской сферы, многие высвобождающиеся кадры активно смотрят на рынок, причем гораздо шире привычных им областей. Именно здесь в их поле зрения и может попасть мода. Для того чтобы получить максимальное представление о том, кем можно работать в этой не всегда креативной индустрии, мы пообщались с представителями ведущих образовательных программ Москвы по подготовке и переподготовке человеческого ресурса для одежных марок, торговых и производственных компаний, медиа и обслуживающих подрядных структур.

 

УЛЬЯНА ЗЕЛЕНОВА, основатель и руководитель Института репутационных технологий Art&Image

СЕРГЕЙ СЫСОЕВ, российский дизайнер, зав. кафедрой дизайна костюма и моды Института бизнеса и дизайна (B&D)

ИРИНА КРАСЮК, научный консультант программы «Менеджмент индустрии моды» Института отраслевого менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ

АННА ЧЕРНЫХ и ВЛАДИМИР ТИЛИНИН, кураторы программы «Дизайн одежды. Базовый курс» Британской высшей школы дизайна

 

1. Роль образовательного проекта в подготовке профессиональных кадров для локальной индустрии моды

У.ЗЕЛЕНОВА:

В 2016 мы отмечаем 20 лет Институту. Все эти годы мы профессионально готовим имиджмейкеров, специалистов по стилю для полного цикла работы с персоной. Кроме того, есть ряд смежных направлений, например обучение шопперов, визуальных мерчендайзеров и витринистов. В этом сегменте Art&Image является ведущим образовательным учреждением, с глубоким и серьезным подходом. Предложение на рынке образовательных услуг по курсам имиджмейкеров и стилистов огромно - от 2 дней до 2 лет, однако в реальности могу выделить только Константина Богомолова и Анну Шарлай, их программы вполне релевантны, хотя всегда лучше учиться у первоисточника.

Наши выпускники работают  индивидуально с клиентами, открывают магазины и ателье, проводят семинары и мастер классы, открывают свои школы и студии, работают на телевизионных проектах, в том числе «Модный Приговор», многие становятся байерами, мерчендайзерами, стилистами съемок. Тем самым они прививают вкус к стилю широкой массе людей, помогают активно раскручивать неизвестные бренды и магазины. За счет правильно подобранного образа и рекомендаций по составлению гардероба клиент намного лояльней относится к той или иной марке и, скорее всего, вернется к ней в следующий раз уже без стилиста.

В прошлом году мы запустили онлайн курсы по каждому направлению, и теперь у каждого жителя планеты есть возможность посещать лекции и мастер-классы в прямом эфире с очной группой, задавать вопросы, и потом еще отдельно общаться с преподавателями на протяжении всего обучения. Так же мы предоставляем им возможность приехать на неделю на практику в Москву. То есть получить качественное образование по данным направлениям можно теперь где угодно. Группа, которую мы выпустили летом, на практику приехала полным составом в 29 человек, и там были слушатели из разных городов России, Белоруссии, Украины, Китая, Швейцарии и даже одна замечательная студентка, живущая на острове Ява.

 

С.СЫСОЕВ:

Безусловно, образовательная программа играет ведущую роль в волшебном процессе превращения студентов  в специалистов. У нас есть форсайт-программы и предметы, составленные совместно с инсайдерами fashion индустрии, учитывающие  профессиональные требования, предъявляемые к специалистам не только сегодня, но и в перспективе 10 лет. Например, сейчас мы разрабатываем новую программу mind fitness – курс по приведению творческого состояния в определенный порядок. Из ярких ноу-хау B&D – наша уникальная разработка по тренд аналитике будущих сезонов - матрица, формирующая новое мышление.  Важную роль, конечно, играют преподаватели. Я работаю только с Личностями, специалистами такого масштаба и харизмы, которые даже своим молчанием учат и формируют профессионалов.

 

И.КРАСЮК:

Текущей осенью ИОМ РАНХиГС запускает новую программу интенсивов, направленных как раз на помощь в профориентации в индустрии моды. Мы активно смотрим на группу людей, готовых либо склоняющихся к смене своего профессионального применения и развития. Курс заключается в обзорном знакомстве слушателей с девятью ключевыми направлениями бизнеса, существующими в локальной индустрии моды, и носит абсолютно практический прикладной характер. Отсюда и состав приглашенных экспертов-преподавателей – это практики, представляющие, руководящие или владеющие наиболее яркими проектами и компаниями в российской сфере моды.

Принадлежность программы к одному из ведущих ВУЗов страны, дающему фундаментальное образование, а также много лет лидирующему в MBA рейтингах, одновременно и обязывает, и способствует тому, что на выходе слушатели интенсива получат системное представление об индустрии моды и всех видах компаний в ней функционирующих. Более того, в их руках будет возможность, выбрав один из бизнесов, составить при помощи наставников и презентовать свой собственный бизнес-проект. Даже в случае будущего трудоустройства в штат fashion компании, навыки в отработке компетенции «business owner» позволят быть успешнее в новой профессии.

 

А.ЧЕРНЫХ и В.ТИЛИНИН:

Программе дополнительного профессионального образования «Дизайн одежды. Базовый курс» уже 9 лет.  Это достаточно серьезный срок, по истечении которого можно сделать некоторые объективные выводы и говорить о достижениях. Прежде всего, когда мы запускали программу, того качества образования и уровня дипломных коллекций, которое есть сейчас в Москве, не было. Мы первыми начали проводить открытые показы выпускников и делать из них знаковые мероприятия, ввели профессиональные рекламные съемки для дипломных коллекций. Нам удалось задать определенный уровень выпускных работ и того, как они представляются. Все это во многом повлияло на учебные заведения, работающие в индустрии моды.

Одно из ключевых преимуществ Школы в том, что преподаватели здесь подобраны из числа действующих и успешных профессионалов в своих сферах деятельности. Только такие люди могут понимать и транслировать реальные запросы рынка к новым кадрам, отражая это в образовательных программах. В этом плане роль Школы велика. Так сложилось, что мы выпускаем специалистов, которые, прежде всего, настроены на развитие собственных марок. Это также определяет специфику курса. Человек работает сам или не работает нигде. Потому что с трудоустройством в нашей сфере все довольно сложно. Хотя, конечно, прохождение стажировки перед началом собственного дела полезно в любой профессии.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА.

ВЯЧЕСЛАВ ПРОКОФЬЕВ, Создатель проекта «Идеальное образование», экс - редакционный директор РДВ-Медиа, эксперт по вопросам профориентации, образования и HR:

«Если предположить, что профориентация существует, то чаще всего под ней подразумевают явное или неявное тестирование человека, который хочет получить или сменить профессию и, наоборот, тестирование этим человеком различных профессиональных ролей и видов практики. В этом смысле, относительно честная модель профориентации подразумевает информирование об имеющихся в индустрии процессах и профессиональных ролях, обеспечение непосредственного контакта «в одно касание» с квалифицированными представителями индустрии, освоение минимального набора навыков, позволяющих «включиться» в рабочие процессы, и так называемое «пространство проб» (различные варианты стажировок или проектная работа студента). Таким образом, в итоге, две самые важные вещи, которые может получить человек, желающий сменить профессию - это связи и компетенции. Успешность тех или иных профессиональных образовательных программ, в конечном итоге, зависит от того, в какой степени на каждом этапе обучения «профориентируемый» может получить обратную связь от экспертов - не важно, в каком формате - прямой рецензии на свой проект или через наставнические и менторские практики».

 

2. Цели и задачи запуска образовательной программы, а также динамика их достижения

У.ЗЕЛЕНОВА:

На мой взгляд, Институт вполне успешно за 20 лет «застолбил» за собой лидерские позиции в области имидж образования. Программы постоянно корректируются с учетом новых тенденций и сегодняшних реалий. Качество слушателей также меняется – сейчас это более взрослые люди, которые поняли, что хотят изменить свою жизнь. А значит, и учатся они более осознано. Ну и конечно, наш переход с дистанционного образования на онлайн – это реально круто. При этом некоторые курсы мы запускали и, проработав по ним пару лет, закрывали, т.к. видели, что на рынке появлялись более профессиональные команды. Мне ближе принцип быть лучшим в одном-двух направлениях, чем плодить большое количество некачественных курсов.

 

С.СЫСОЕВ:

Основная задача, которую нужно было решить – это создать, сформировать адекватные, компетентные кадры, которые могли бы вписаться в очень быстро меняющуюся национальную индустрию моды. С учетом этого фактора мы и подошли к преподавательскому составу, работая только с практиками, профессионалами, которые имеют большой опыт в индустрии. Десятилетний отрыв образования от реальности произошел именно потому, что в индустрии образования остались работать теоретики, они воспитывали таких же теоретиков, которые потом попадали к практикам, и мы хватались за голову, наблюдая за их личностной и профессиональной незрелостью и оплачивая их ошибки. К счастью, я смог конвертировать свой печальный опыт, трансформировать его в новые предметы и дисциплины. Кстати, я ежегодно обновляю программу, преподавателей и группы, потому что каждый год предлагает новые схемы потребительского поведения, и мы обязаны это учитывать. Я создаю студентам условия, максимально близкие к условиям, в которых им придется работать - дедлайн, ограниченный бюджет, затянутые сроки производства, производственный брак, экономия и растущая клиентская требовательность. За своих студентов я отвечаю. Я знаю, что они профессионально компетентны и смогут не просто прижиться в бизнесе, но и быть в нем эффективными.

 

И.КРАСЮК:

Перед новым запускаемым курсом стоит довольно амбициозная цель – создать прецедент успешного социального и профессионального «лифта» для тех, кто хочет интегрироваться в индустрию моды, стать частью какой-либо компании, либо создать собственную. Год назад мы запустили новую программу в Институте отраслевого менеджмента – «Сервис в индустрии моды и красоты». Экспериментальная программа хоть и не сразу была однозначно принята студентами (которые не совсем были готовы к теме), на выходе дала интересные результаты: два очень успешных спецпроекта (агентство персонального шоппинга и фестиваль для успешных бизнес-леди, не забывающих о семейных ценностях), а также целых два сезона выдающейся, по отзывам наших партнеров, стажировки на крупнейшей выставке моды и готовой одежды Восточной Европы – CPM-Collection Premiere Moscow. Таким образом, мы увидели, что наиболее перспективным направлением сегодня является подготовка универсального специалиста, который по окончании ВУЗа найдет себе применение в компании любой направленности выбранной сферы (в нашем случае, в индустрии моды).

 

А.ЧЕРНЫХ и В.ТИЛИНИН:

Цели можно разделить на две категории. Первая непосредственно связана с навыками, знаниями, умениями и результатами студентов. Запуская курс, мы рассчитывали на слушателей, у которых уже есть профильное образование, но как показал опыт нескольких лет, людей, которые приходят повысить уже существующую квалификацию, единицы. В самом начале было довольно сложно сформулировать критерии, которым должны соответствовать абитуриенты. И только спустя два года существования курса мы смогли понять это более точно и нацелились на подготовку мульти дисциплинарных специалистов - дизайнеров, способных вести разработку коллекций, координировать процесс производства и осуществлять управление своей компанией.

Сейчас мы принимаем на курс людей без специального образования, с минимумом необходимых знаний в области конструирования одежды, навыками рисунка и компьютерной грамотностью. Ведь даже при отсутствии этих знаний, их можно освоить в течение пары месяцев перед поступлением на подготовительных курсах в БВШД или даже самостоятельно. Также есть много людей, которые работают в областях, не связанных с дизайном одежды, но всю жизнь увлекаются шитьем одежды. У таких абитуриентов автоматически появляется некое преимущество при поступлении.

Вторая категория целей нашей программы больше относится к миссии. Все это время мы стремимся сформировать дружелюбное профессиональное сообщество.  И сейчас, когда количество выпускников уже достаточно большое, несколько лет работают такие бренды, как SO by Sofya Shvalts, Zalina Verkhovskaya, ITS, FY:R, Buttermilk garments, Infundibulum, Braventru и другие, можно сказать, что это получилось. Поддерживая и развивая идею профессионального сообщества, два года назад мы запустили проект Freshblood, основная деятельность которого направлена на интеграцию образования и бизнеса. На сегодняшний день мы выпустили три сезонные коллекции совместно с молодой маркой SO by Sofya Shvalts и представили их в интернет-магазине Aizel.ru и на выставке CPM-Collection Premiere Moscow.

 

КОММЕНТАРИЙ ВЯЧЕСЛАВА ПРОКОФЬЕВА:

«Вывод номер один - важнейшим критерием выбора программы является список преподавателей. Другое дело, что за списком трескучих титулов не всегда можно распознать признанного эксперта, мастера, «одно молчание которых, как говорит Сергей Сысоев из B&D, учит». Представленные образовательные программы в той или иной степени являются таким платным входом в индустрию и отвечают этим требованиям: от модели «хобби» (Art&Image) до модели профессионализации (когда упор делается на развитие конкретных профессиональных навыков и личностных, в том числе волевых качеств (через выполнение собственных проектов «в поле»). Проблема в том, что и в том и другом случае студент должен сделать свой выбор до того, как он начал обучение. И тут работает известный психологический механизм.  Этот эффект можно назвать «профессиональным стокгольмским синдромом»: чем больше денег и времени потрачено на вход в профессию, тем сильнее работает внутренний оправдывающий эти затраты механизм. В этом смысле, менее честной, но более эффективной моделью профориентации являются как раз дорогие и длительные образовательные программы. Они буквально вынуждают сделать выбор. Проучиться два года «с отрывом от производства» и после этого заявить, что это «не моё» - это как-то уж слишком даже для самых творческих людей. Именно поэтому на полные программ МВА идут, как правилом профессионалы с опытом в индустрии, а не новички. Критичным тут является соотношение затрат и получаемых за это время навыков и связей. Если их достаточно для того, чтобы закрепиться в индустрии, то все в порядке. И тогда успешность программы фиксируется в списках выпускников. Если нет - механизм работает вхолостую.
Поэтому второй вывод - смотрите на списки выпускников».

 

3. Стратегия поведения для тех, кто ищет возможности для нового витка развития и роста в незнакомой для себя индустрии моды

У.ЗЕЛЕНОВА:

Здесь все зависит от того, что все-таки хочется уйти в другую сферу и попробовать себя, открыть собственный бизнес, или же просто передохнуть и отвлечься от той рутины, которая была. Последним точно к нам, помимо собственного внутреннего и внешнего преображения и приобретения уверенности в себе, есть возможность получить доходную специальность. Если есть желание открыть свой бизнес в сфере моды, то конечно нужно искать программы менеджмента в индустрии.

У нас очень много людей учится из сфер, абсолютно, казалось бы, к нам не относящихся. Это и медицина, и банковская деятельность, и недвижимость. Очень многие идут как раз за саморазвитием, и в последствии принимают решение уйти в новую профессию. Качественное, серьезное образование по психологии, стилистике, трендам, колористике, истории домов моды, созданию образов и многого другого - дает широчайшие возможности использовать новые знания и навыки в разных смежных и не очень сферах.

 

С.СЫСОЕВ:

У меня всегда в таких случаях возникают вопросы мотивационного характера: что движет этими людьми. Зачем? Я, к сожалению, часто сталкиваюсь со сказочными необоснованными амбициями, когда люди приходят за сказкой и, увы, очень сильно удивляются, что мода – это искусство и труд ремесла. Техника. Я удивлен, что специалисты из финансово стабильных секторов делают эмоциональные шаги, не получив предварительных элементарных профессиональных знаний. Ты хочешь кардинально поменять сферу деятельности? Иди и учись! Начинай с нуля, изучай базовые дисциплины. Ищи Учителя. Пойми себя, просчитай свою мечту. Будь готов к издержкам профессии. Наберись терпения. Ищи для себя вызов каждый день. Расти и совершенствуйся постоянно. Экономь время, повесь корону на вешалку, пусть повисит, пока ты не взрастишь в себе нового Короля или Королеву.

 

И.КРАСЮК:

Многим решившим открыть новую страницу профессиональной жизни довольно сложно и рискованно с головой окунаться в не очень знакомые специальности, например, отработав 10 лет аудитором - подписаться на дорогостоящую годовую или 2-х летнюю программу обучения бренд-менеджменту или дизайну в индустрии моды. И если наш респондент не попадает в категорию исключений (встречаются те, кто очень четко знает, чего хочет), то обзорный интенсив по профориентации в новой сфере бизнеса – это и есть тот самый искомый рецепт стратегии поведения. Можно привести аналогию с выбором вклада в коммерческом банке, когда без короткой, но емкой консультации специалиста новый клиент теряется и не может сделать осознанный и эффективный выбор. При этом, самостоятельное изучение информации посредством интернета может запутать еще больше, либо составить ложное представление в отсутствии контакта с реально работающими практиками в выбранной сфере деятельности.  Ровно такую задачу и решает наша интенсивная программа.

 

А.ЧЕРНЫХ и В.ТИЛИНИН:

Наш курс как раз для таких людей, поскольку позволяет учиться вечером и совмещать это с основной работой в дневное время. Прежде всего, стоит сказать, что, если человек хочет кардинально поменять сферу деятельности, для этого обязательно необходимо получить профильное образование. Потому что без понимания системы и алгоритма работы индустрии дальше одного-двух платьев такой дизайнер-самоучка никуда не сможет продвинуться. Очень показательно, когда в июле к нам приходят поступать не совсем подготовленные абитуриенты и за лето осваивают нужные навыки: ходят на курсы по Adobe Illustrator, конструированию и технологии, и возвращаются на вступительное собеседование в сентябре. Становится понятно, что человек настроен серьезно, и есть больше шансы, что у него все получится.

 

КОММЕНТАРИЙ ВЯЧЕСЛАВА ПРОКОФЬЕВА:

«Надо понимать, что в подавляющем числе случаев за потребностью в смене профессии стоит желание смены образа жизни. Это касается и подростков, и вполне себе состоявшихся профессионалов. Выбирая профессию, чаще всего стремятся поменять свою жизнь. Даже если этого не осознают (или не признаются в этом себе, близким и окружающим). Как раз одним из самых запоминающихся эпизодов фильма «Дьявол носит Prada» и, отчасти, его смысловой кульминацией, являются сцены, где героиня не осваивает какие-то профессиональные навыки (ее роль ассистентки вообще-то не подразумевает особой специализации), а те, где она меняет свое поведение в повседневной жизни - учиться одеваться и вести себя по-новому. В этом смысле честная профориентация а) разрушает соответствующие мифы и иллюзии относительно связи профессии и образа жизни, б) строит новые, более адекватные представления относительно того, что привнесет в жизнь человека новая профессия. Понятно, что и тут без ролевых моделей, то есть контактов с профессионалами и лидерами индустрии, не обойтись, ибо только они и являются живыми носителями «габитуса» (П. Бурдье) или социального кода новой жизни. Таким образом, идеальной моделью профориентации, наверное, была бы модель краткосрочного образования, которая позволяла бы пробовать разные роли и типы деятельности и знакомиться с максимальным числом экспертов индустрии, ее настоящих героев. А уж потом делать фундаментальный выбор. В наибольшей степени, по крайне мере, на уровне заявки, такой модели соответствует программа, предлагаемая РАНХиГС».