Fashion Business Magazine
Аналитика
17 октября 2019

Ритейл по-петербургски

Fashion-ритейл в Санкт-Петербурге представлен целым рядом известных имен почти во всех возможных сегментах индустрии моды, от ателье до масс-маркета. В целом регион переживает бурный экономический рост последние несколько лет, и поэтому Fashionograph решил разобраться в том, из чего сегодня складывается модный ландшафт города на Неве.

Текст: Наталия Попова, Галина Утешева


 

По официальным данным, в Санкт-Петербурге работают свыше 2 тысяч дизайнеров и более 450 предприятий, производящих одежду, обувь и аксессуары. Согласно планам руководства региона, для продвижения продукции местных производителей и дизайнеров в Северной столице планируют создать сеть шоу-румов, где изделия будут реализовываться на специальных условиях. В конечном итоге власти хотят увеличить долю легкой промышленности в ВРП региона в три с лишним раза до 2020 года. Первыми шагами в этом направлении можно считать большое число деловых форумов и конференций, проведенных только в ушедшем 2018 году, с активным привлечением экспертов из Москвы, а также из федерального правительства.

 

«Рынок Санкт-Петербурга до сих пор остается одним из самых емких в стране. В сегментах премиум и люкс на него приходится примерно 14% российского рынка, на Москву – 60%. Эта пропорция почти не меняется на протяжении последних лет, – отмечает Екатерина Петухова, сооснователь агентства Dear Progress. – При этом рынок развивается в основном экстенсивно, за счет новых покупателей. Это прежде всего туристы, те самые пресловутые китайцы, но надо понимать, что они покупают либо люкс, либо определенные бренды сегмента bridge – Tory Burch, Michael Kors. Кроме того, переезд «Газпрома» в Санкт-Петербург способствовал возрождению ритейла на Большом проспекте Петроградской стороны, где магазины в верхнем и среднем сегментах активно открываются и делают часто больший оборот, чем в хороших торговых центрах Москвы».

Наиболее известные сети – лидеры отечественного ритейла, работающие преимущественно в среднем ценовом сегменте и имеющие корни в Северной столице, – это Zarina и Love Republic, входящие в холдинг Melon Fashion Group, а также Sela, Oodji и Concept Club. В течение последних нескольких лет через онлайн-продажи стартовали такие модные проекты, как Oh, my, St. Friday Socks, Osome2some, Duglas Shirts, Bat Norton, успешно развиваются малые марки Arny Praht, NNedre, SH'U, Zefear, SHLZ, Bats, Anteater, «Уста к устам», Afour, MY812,  Krakatau и Saint-Tokyo. Модельеры с именами чаще продают свои коллекции в собственных студиях и салонах, но и в мультибрендах можно увидеть существенный ассортимент петербургской моды. В частности, это магазины Freedom, «Мыльная белка», «Большой», а также 8-store – один из первых шоу-румов локальных марок в городе.

«Петербург – это также альма-матер многих российских кутюрье, создающих сильные линии дизайнерского pr?t-?-porter и эксклюзивные авторские модели в своих ателье. Татьяна Парфёнова, Алёна Ахмадуллина, Леонид Алексеев, Татьяна Котегова, Янис Чамалиди, Александр Арнгольдт и другие дизайнеры – наглядное доказательство творческого потенциала Северной столицы», – отмечает Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group.

Стрит-ритейл 

По данным Colliers Int., к концу 2018 года в сегменте fashion ритейлеры сохранили интерес к классическим торговым улицам, а наиболее активно развивалась торговля на Старо-Невском и Большом проспектах Санкт-Петербурга. Заметное оживление наблюдалось в сегменте авторских бутиков: в течение прошлого года исторические центральные коридоры Северной столицы пополнились такими брендами, как Tatiana Brava Studio, Fashion Street Style, Unique Fabric, Elny. Согласно прогнозам Colliers Int., в 2019 году в Санкт-Петербурге будет развиваться тренд на создание различных тандемов, совмещающих сферу услуг с fashion-ритейлом.

«Рынок Санкт-Петербурга в сегменте люкс давно поделен: новому игроку выходить сюда практически не с чем – все ключевые бренды уже долгое время находятся во власти определенных игроков (Babochka, ДЛТ, DayNight), другие работают в формате монобрендов. Нельзя забывать, что та же Babochka является владельцем и оператором ключевых объектов торговой недвижимости и успешно развивается на этом поле», – добавляет Екатерина Петухова.

Торговые центры

По итогам прошедшего года прирост на рынке торговой недвижимости города на Неве составил 3% от его общего объема. При этом впервые с 2014 года произошел существенный прирост в сегменте качественных торговых площадей. Объем ввода достиг 128,2 тыс. кв. м. На начало 2019 года общий объем рынка составил 3,9 млн. кв. м, отмечают в консалтинговой компании IPG.Estate.

«В течение всего 2018 года мы наблюдали превышение объема открытий магазинов одежды и аксессуаров, обуви и кожгалантереи над закрытиями, и по итогам года оно достигло 39%, исходя из площади магазинов. Это больше, чем в 2017 году, несмотря на меньший выбор помещений на рынке, что свидетельствует об устойчивом восстановлении данного сегмента после кризисного периода, – комментирует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге. – При этом наибольшую активность проявлял fashion демократичного ценового сегмента. Это обусловлено низким темпом роста доходов населения, которые увеличились всего на 1,6% в Санкт-Петербурге и сократились на 1,4% в Ленинградской области за январь – ноябрь 2018 года».

В числе действующих торговых центров Санкт-Петербурга, привлекательных для fashion-ритейлеров, – «Галерея», «Охта Молл», «Питерлэнд», «Лето», «Европолис» и «Питер Радуга». Но половина рынка, по сути, поделена между тремя игроками: Fort, Ikea, «Адамант».

Игорь Мальтинский, директор по развитию Melon Fashion Group, отмечает: «На сегодняшний день рынок Санкт-Петербурга хорошо сформирован и находится в состоянии баланса. Во всех качественных ТЦ fashion представлен различными сегментами, при этом покрытие города торговыми центрами вполне достаточное и удовлетворяет сегодняшний покупательский спрос. Исходя из нашего представления, в будущем продолжится большая работа по улучшению и переформатированию существующих проектов».

Отдельно стоит упомянуть «Невский центр», который недавно приобрела чешская группа PPF. Финская Stockmann продала объект за €171 млн. Таким образом, компания окончательно ушла из России, при этом универмаги Stockmann в нашей стране теперь открываются и развиваются по франчайзингу. Stockmann в «Невском центре» исторически считался ключевым для компании – сказывается близость Финляндии к Северной столице.

«На рынке петербургского fashion-ритейла, с одной стороны, не так много крупных игроков, с другой – набирает популярность потребление местных модных брендов, которые активно развивают экспансию на московский рынок, например Gate31. У потребителей все больше уникального выбора, поэтому удержать его все сложнее. По опросам наших коллег, никто в 2018 году сильно в продажах не вырос, но и не упал», – утверждает Яна Машина, директор по маркетингу АО «Стокманн». Она добавляет, что «Стокманн» сегодня открыт к сотрудничеству с российскими дизайнерами.

Как бы то ни было, запуск новых розничных проектов в Санкт-Петербурге продолжается, причем как в массовом, так и в премиум-сегментах. Так, например, недавно открылся первый в России бутик премиум-бренда Giorgio Magnani, расширяют свое присутствие в регионе U.S. Polo Assn. и Karen Millen. Среди открытых в последние три месяца 2018 года и анонсированных к скорому запуску арендаторов торговых центров можно отметить Uniqlo в ТРК «Европолис», Moss Moda в ТК «Питер», а также большое количество магазинов одежды в составе «Китай-города» в ТРК «Континент на Бухарестской».

Рынок аксессуаров

Сегмент дизайнерских аксессуаров в Санкт-Петербурге развивается как за счет появления собственных интересных и креативных марок (например, совсем недавно появился новый бренд гендерно-нейтральных украшений VU), так и благодаря выходу крупных федеральных и московских игроков. В конце 2018 года в Северной столице состоялось открытие первого магазина бренда Radical Chic.

«Сегмент аксессуаров для многих брендов является серьезной статьей дохода и формирует карту ритейла любого города, Санкт-Петербурга в том числе. Я бы выделила сразу несколько имен, которые устойчивы, оригинальны и работают уже и за рамками нашей страны. Это Кирилл Овчинников, который начинал с платков и давно уже шагнул в целую линию аксессуаров и даже дальше – в интерьер. Это обувь Милы Разгуляевой – бренд «Разгуляев Благонравова». Это также проекты Аси Мальберштейн: прежний с сумками, которыми хвастались в Москве как новостью из Питера (читай, Парижа), и новый To Be Woman, в рамках которого аксессуары тоже удерживают внимание. Петербургских дизайнеров отличает цельность коллекций, точность, элегантность и острая актуальность в цвете и формах, как, например, у Leonid Titow Lab», – отмечает Александра Калошина, основатель Solstudio Textile Group (бренд Radical Chic).

«Оценка ситуации в fashion-ритейле напрямую зависит от индекса потребления в городе. Чтобы был рост, сегодня нужно чаще менять коллекции, устраивать акции, скидки. Важно предлагать потребителю именно то, что ему нужно сейчас», – говорит директор другой петербургской марки аксессуаров BB1 Август Татаринцев. Его компания планирует развивать региональную экспансию по франчайзингу, а также онлайн-торговлю.

 

Комментарии участников рынка


 Ася Когель, дизайнер:

«В Санкт-Петербурге находится наш офис, шоу-рум и ателье, а также производство. Коллекции бренда представлены в крупных мультибрендовых универмагах Au Pont Rouge и «Московском». Также мы присутствуем в ряде небольших мультибрендов. Мне кажется, специфика работы и продаж в Санкт-Петербурге в том, что наши клиенты – очень искушенная публика с нетривиальными запросами. Живя в городе с богатым культурным наследием, многие требовательны к внешнему виду и качеству изделий, некоторые даже любят вместе с дизайнером работать над созданием вещи, поэтому у нас пользуется большим успехом услуга ателье, индивидуальный пошив, и особенно популярны небольшие камерные шоу-румы».

Татьяна Парфенова, дизайнер:

«Индивидуальный пошив всегда перспективен. У дизайнеров во всем мире есть любимые клиенты, с которыми они работают лично. Расширение культуры масс-маркета не отражается на значении индивидуального пошива – это две параллельные истории».

Янис Чамалиди, дизайнер: 

«На сегодняшний день Дом Ianis Chamalidy представляет коллекции первой линии pret-a-porter, второй линии сегмента средний плюс, линии аксессуаров, бижутерии и ювелирных изделий из серебра. В активе компании два монобрендовых бутика, расположенных в историческом центре Санкт-Петербурга, и собственное производство. Основные приоритеты в деятельности – расширение ассортимента, возрождение петербургских традиций. Мы также планируем развить присутствие на российском рынке, сотрудничая с мультибрендами и продавая франшизу».

Татьяна Затравина, генеральный директор Free Age:

«Мы ставим перед собой большие цели и планируем долгосрочные проекты, сопровождающиеся комплексами мероприятий: каждое из них направлено на развитие и модернизацию производства вязаного трикотажа, которое находится в Санкт-Петербурге, и выход на международный рынок. На данный момент для города достаточно одного флагманского монобренда Free Age, однако мы будем расширять представленность марки в мультибрендах и уделять особое внимание онлайн-продажам». 

Игорь Мальтинский, директор по развитию Melon Fashion Group: 

«За последние три года мы обновили более половины сети Zarina в Санкт-Петербурге. Под обновлением подразумевается увеличение площади или переезд в более привлекательную локацию. И конечно, происходит тотальная смена дизайна и оформления магазинов. Кроме того, каждый год в Северной столице открывается как минимум одна новая торговая точка».