Загрузка
0%
20 февраля 2021

АНДРЕЙ ЯКОБИ: интервью с Франческо Пенсабене

Директор московского представительства Агентства ИЧЕ, Отдела по развитию торгового обмена Посольства Италии в Москве, г-н Франческо Пенсабене - о реальной картине в товарообороте между Италией и Россией и перспективах международной кооперации.

 

Господин Пенсабене, как вы оцениваете торговые взаимоотношения между Россией и Италией на текущий момент по итогам кризисного 2020 года?

    Прежде всего хочется отметить, что для Италии российский рынок является безусловно стратегически важным и максимально интересным, причем во многих сферах экономики. В 2020 году Италия была пятой страной-импортером всех категорий товаров в Россию и десятым экспортером, а общий товарооборот между нашими странами составил 17,6 млрд евро. Разумеется, произошло снижение этого показателя по отношению к 2019 году, примерно на 22%. За минувший год мы экспортировали в Россию товаров на 8,8 млрд евро, падение составило 9% по отношению к 2019, при этом Россия ввезла в Италию товаров на 8,7 млрд евро, что на 30% меньше, чем в 2019 году. Если же оценивать весь импорт из Италии, то российская его доля снизилась в минувшем году всего на 0,1% - с 4,5% до 4,4%. Безусловно, пандемия нанесла значительный удар по всем сферам экономики во всех странах, однако в итало-российских отношениях показатель turn of trade почти не изменился, и это для нас крайне важно. Поэтому, мы полны оптимизма относительно дальнейшего развития и укрепления наших торговых отношений.

Расскажите о деятельности ИЧЕ в России и о том, какой объем работы лежит на вас сегодня?

    Что касается нашего агентства ИЧЕ – это Отдел по развитию торгового обмена при Посольстве Италии в Москве, в России у нас работает несколько офисов – в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. На протяжении многих лет ИЧЕ играет важную роль в укреплении и торговых и культурных взаимоотношений между Италией и Россией. Нашей главной задачей является продвижение итальянских производителей и брендов на российском рынке. В целях поддержи этой деятельности мы проводим выставки, самые разнообразные двусторонние встречи, воркшопы, вебинары, круглые столы и иные активности, способствующие решению наших задач. Еще одной функцией ИЧЕ является техническая поддержка итальянских компаний, выходящих на русский рынок – ежедневно мы получаем порядка 100 запросов от производителей из Италии, заинтересованных в поиске российских партнеров, нашей задачей является полное консультирование в области организации и продвижения. Система работает и в обратном направлении – мы осуществляем также поддержку российских компаний, находящихся в поиске партнеров в Италии. Третьим направлением нашей работы является регулярная информационная поддержка итальянского бизнеса по российскому рынку – ежедневно мы готовим порядка 70 новостей о состоянии экономики России по различным секторам, также наша команда собирает регулярную аналитику и издает соответствующий печатный и электронный дайджест. Фактически, главной миссией ИЧЕ можно считать даже не только, и не столько, само продвижение итальянских товаров и в целом бренда Made in Italy, сколько укрепление доверительных и взаимовыгодных отношений между нашими странами.

Несколько лет наблюдается устойчивый рост курса евро к рублю, удорожающий итальянскую продукцию для российских клиентов. Какие действия вы предпринимаете для поддержки и развития торгового сотрудничества в этих условиях?

    Текущий курс, конечно, не способствует активному развитию итальянского импорта в Россию, однако, с другой стороны, ситуация благоприятна для роста экспорта российских товаров в Италию. Выход мы видим в усилении территориального маркетинга, то есть увеличении нашей активности по продвижению в России бренда Made in Italy и конкретных производителей. Сейчас происходит органический рост и развитие онлайн-торговли, и мы активно взаимодействуем в этом ключе с российскими партнерами. При этом нет сомнений, что офлайн ритейл не только не исчезнет, но и останется важной составляющей товарооборота между нашими странами. Российские покупатели понимают, что такое красота, очень ее любят и ценят – именно поэтому таким большим спросом пользуется продукция Made in Italy. Это касается не только моды, но и косметики, часов, изделий из кожи, обуви и ювелирных изделий, причем как в дорогом, так и в более демократичных ценовых сегментах. Именно поэтому несмотря на кризис, Италия осталась вторым по объему поставщиком модных товаров в Россию.

Российский рынок сейчас характеризуется процессом мягкого импортозамещения, как вы прокомментируете эту тенденцию?

    Конкуренция – это не зло, это объединяющая сила, соль всего бизнеса, и замечательно, что она есть и развивается. Мы видим мощные перспективы именно в кооперации и синергии, в углублении сотрудничества на всех уровнях. Россия обладает большими возможностями, и при этом ценит и любит красоту и качество, так же как Италия – у нас много общего, и именно поэтому мы выступаем за наращивание любых видов сотрудничества как по импорту, так и по экспорту, причем не только в индустрии моды, но и всех других ключевых для наших стран сферах экономики.

На предстоящей выставке CPM в Москве Италия представит 45 брендов, какую поддержку вы им оказываете и какой прогноз готовы дать на будущий сезон?

    Что касается выставки CPM, мы работаем вместе с командой EMI (Ente Moda Italia – прим.ред.). ИЧЕ традиционно отвечает за продвижение этих брендов на русском рынке, и что еще важнее – за обеспечение коммуникации с российскими ритейлерами, которых мы приглашаем посетить CPM, привозим на выставочную площадку и организуем переговорные сессии. Также мы обеспечиваем коммуникацию с российскими профильными СМИ в целях поддержания интереса к итальянским производителям. В рамках CPM нами периодически организуются пресс-конференции с участием брендов и торговых представителей, а также встречи, переговоры, семинары, воркшопы и иные форматы общения с байерами из разных регионов России. Что касается объема участия итальянских брендов в CPM – конечно мы все ждем возможности снова лично встречаться, свободно пересекать границы и проводить мероприятия как раньше. У нас, в связи с этим, исключительно позитивный настрой. Более точно прогнозировать сейчас сложно, но мы рассчитываем на возвращение прежнего объема участия Италии в CPM, а также на возможность устраивать большее количество необходимых мероприятий для продвижения и развития бизнеса итальянских производителей в России.

 

 


ПРАКТИКА.

В 2020 году ICE реализовало в интересах одной из итальянских ассоциаций 3-месячный проект, в рамках которого было организовано 500 встреч между производителями из Италии и российскими импортерами силами нашей команды из 14 человек, работающих в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. Многие такие встречи переросли в успешные деловые контакты и реальные сделки.