Fashion Business Magazine
Интервью
05 марта 2016

АННА КОММИСАРОВА: беседа с Вассой

Дизайнер Васса как никто другой знает о возможностях бескомпромиссного развития бизнеса вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Бренд Vassa&Co стал первым в стране, кто сумел успешно выстроить вертикальный ретейл в сегменте дизайнерской одежды, оставаясь верным стилю конструктивного минимализма, который никогда не был массовым.

- Васса, часто в интервью вы говорите, что из-за внешних факторов темпы развития бизнеса постоянно затягивались. Как дело обстоит сейчас? В стране очередной кризис. Как он повлиял на ваш бренд и покупательское поведение тех, для кого он создавался?

-Все, кто были с нами, остались. Конечно, из-за девальвации рубля объем покупок сократился, но аудитория, как ни странно, прирастает. Кризис всегда улучшал нашу ситуацию. Так было в 2008 году, то же самое происходит сейчас. Конечно, нашей команде непросто: у нас очень качественные материалы и великолепное исполнение – чтобы держать марку и не потерять лицо, мы должны вкладывать еще больше, потому что стоимость сырья увеличилась в два раза. Я, как могу, пытаюсь сдержать рост цен и сохранить качество.  Спасибо моим партнерам, которые все понимают, не экономят на тканях и не ограничивают мои дизайнерские решения.

 

- То есть вы сейчас развиваетесь за счет внутренних ресурсов?

- Да, мы оптимизируемся изнутри, повышаем эффективность – закрываем или пытаемся найти более удачное место для нерентабельных магазинов. Другое влияние кризиса – мы двинулись в Нью-Йорк и в самом центре Манхеттена открыли шоу-рум.

 

- Как раз о нем был мой следующий вопрос.

- Я, наконец, убедила своих партнеров, которые раньше считали, что в России дела идут и так прекрасно, чтобы ехать куда-то еще. Но в нынешней стрессовой ситуации они сами изъявили желание. Посмотрим, может быть, откроем в Нью-Йорке свой магазин. Пока у нас успешно идет торговля через шоу-рум, мы получили отличные отзывы байеров крупнейших сетей - Barneys, Saks Fifth Avenue. Сказали, что наш продукт превосходного качества, на уровне Celine, и вообще такие марки называли, что дух захватывало от такого сравнения. Сейчас мы пытаемся адаптироваться под американский рынок, потому что это другая ростовка, другой мерчандайзинг, другая логистика. Совсем скоро в октябре у нас будет показ – большой и серьезный. Так что я абсолютно прекрасно чувствую себя в этом кризисе. У меня появилась возможность реализовать планы, которые я постоянно откладывала в связи с тем, что все было хорошо.

 

- Не зря говорят, что кризис – это новые возможности...

- Абсолютно. Для того, кто чувствует время и готов идти на риск, кризис – отличная возможность. Я заходила на российский рынок в очень сложный период (прим. ред – в начале 2000х), когда вообще ничего не было. И сейчас: кругом кризис, а мы в Нью-Йорке. Активно участвуем в выставках – недавно были на Coterie – следуем профессиональному алгоритму работы в интернациональной fashion-индустрии. Недавно у нас сделали заказ японцы, а в Barnеys сейчас раздумывают, кого бы прогнать с четвертого этажа, чтобы освободить для нас место.

 

- Весной у вас состоялся показ подиумной коллекции в Лондоне. Нацеливаетесь и на Великобританию?

- Так случилось, что нас пригласили сделать показ на палубе культовой королевской лодки «The Queen’s Row Barge Gloriana» вместе с британским дизайнером шляпок Джейн Тейлор. Чистые линии скульптурных платьев и экстравагантные шляпки – это органичное сочетание для нас самих стало сюрпризом. Конечно, когда я вижу большую аудиторию, которая уже знает бренд Vassa – русских там много – думаю, что после Нью-Йорка мы сделаем и этот шаг, если к нам присоединятся инвесторы. Мне кажется, стиль Vassa отлично вписывается в лондонский пейзаж. Показательно, что на презентацию позвали нас, а не кого-то из британских дизайнеров.

 

- Помнится, что окно в Европу вы прорубили, начав с Германии. Как обстоят дела там?

- В Германии у нас франчайзинговый магазин. Чтобы эффективно там продаваться, нужно вкладываться в продвижение, сотрудничать с мультибрендовыми сетями. Монобрендовый магазин скорее для рекламы. Но всему свое время.

 

- Точно, 15 лет назад вы начинали в Нью-Йорке и сейчас вернулись туда “на коне”, совершив перед этим немало подвигов в России.

- Да, возвращение в Нью-Йорк символично. Не имея того опыта и той планки, коллекция Vassa, наверное, была бы совсем иной. Думаю, моя заслуга в том, что я не соглашалась на компромиссы, чтобы не утратить стиль, с которым я пришла и сейчас возвращаюсь в город, которому он прекрасно подходит. Не случайно мы назвали новую коллекцию “Многомерность”. Такова реальность, времени нет. Все это я хотела сделать раньше, но мы столкнулись в России с большими проблемами. Не решив их, наш бизнес мог бы рассыпаться. Пришлось дождаться момента, когда к нам подтянется та аудитория, которая нас понимает. Если невозможно ускорить общие экономические процессы, ускорение случается внутри. Я давно была готова к переменам, поэтому все так удачно складывается.