Загрузка
0%
15 апреля 2022

Итоги VII складской конференции

12 апреля в Москве в Hilton Garden Inn Красносельская состоялась ежегодная встреча профессионалов рынка складской и индустриальной недвижимости – VII складская конференция.

Спикеры и слушатели обсудили, что происходит с текущим строительством и как сегодня строить объекты для заказчика, уровень вакансии, ставки аренды, "самочувствие" складских объектов в регионах, отечественные аналоги привычному программному обеспечению, инвестиции, кадровый дефицит и в целом вызовы, с которыми пришлось столкнуться логистическим операторам и перевозчикам.

1-я сессия "Складские объекты: новые условия рынка" была посвящена обсуждению следующих вопросов: текущее строительство и стоимость девелопмента; востребованность складских объектов: форматы и направления; "внутренняя жизнь" объекта: от IT до персонала. Модератором выступил Вячеслав Холопов, директор по аренде и маркетингу Raven Russia. Спикеры: Андрей Филатов, генеральный директор ППК Максимиха (отраслевой партнер мероприятия); Константин Фомиченко, региональный директор, директор департамента индустриальной и складской недвижимости Knight Frank; Дмитрий Герастовский, директор ricci l склады; Александра Шакола, заместитель директора по аренде и маркетингу, Radius Group; Андрей Вишневский, директор сектора Промышленность и Логистика ГК "Спектрум". Приглашенные гости – Андрей Яременко, директор по инновациям ГК СОДИС Лаб, и Алексей Смердов, инвестиционный директор PARUS Asset Management.

Обсуждение началось с общей картины сегодняшнего рынка. Вячеслав Холопов отметил, что за последние полтора месяца вакансия в объектах Raven Russia не изменилась, спрос – есть, но он иной, нежели был раньше. Анонсированная вакансия, которую можно будет наблюдать течение полугода, по мнению Константина Фомиченко, составит 4-5%. На вторичном рынке рост ставки аренды прекратился и составляет 5,5 тыс. руб. На первичном рынке гибкости существенно меньше, и новые спекулятивные объекты таких ставок себе позволить не могут, поэтому там – 6,5- 7 тыс. руб. Строительство "под заказчика" встало на паузу. Дмитрий Герастовский добавил, что рынок сейчас во многом живет ощущениями, и в этой связи роль консультантов многократно возросла. "Рынок живет и трансформируется, как всегда бывает в периоды экономической нестабильности и турбулентности», - отметил Дмитрий. Далее он добавил, что «мы ждем возврата к эре дистрибьюторов".

Александра Шакола отметила, что пока никто из иностранных игроков не покидает занятые площади, компания Radius Group продолжает запланированное строительство, но с новым решила повременить. Андрей Вишневский сконцентрировался на стоимости строительства и сроках реализации товаров, правительственных мерах. Алексей Смердов рассказал об инвестиционных перспективах складов. С его точки зрения, стоимость этой недвижимости будет только возрастать. Продолжая его мысль, Константин Фомиченко отметил, что дистресс-активов на рынке нет, цены не падают. Складами начали интересоваться инвесторы в том числе из других сегментов.

Вячеслав Холопов, задавая новый вектор дискуссии, заговорил об оптимизации. С его точки зрения, без нее не обойтись, но пока это не первоочередная задача. С ним солидарен Константин Фомиченко. Андрей Яременко из СОДИС Лаб убежден, что остановить развитие IT-инфраструктуры невозможно. Сейчас значительно выросла потребность в российских решениях.

На второй сессии "Современная логистика: склады для E-com и доставка" обсуждались транспортная и городская логистика, а также источники формирования спроса на склады и доставку. Модератором выступил Александр Перфильев, коммерческий директор российского подразделения Ghelamco Group. Спикеры: Николай Воинов, генеральный директор DPD в России; Гарольд Власов, управляющий директор NC Logistic; Артем Хомышин, руководитель регионального развития бизнеса FM Logistic, партнер Совета профессионалов по цепям поставок; Александр Воронов, руководитель службы внутригородской логистики СДЭК. Приглашенный эксперт: Александр Гутекулов, генеральный директор "Кластер Шереметьево", руководитель коммерческого девелопмента ГК "Михайловский Девелопмент".

Николай Воинов и Артем Хомышин отметили, что рынок перевозок из Европы существенно просел. Александр Воронов считает, что частично заменить его сможет, например, Казахстан, но пока есть проблемы с оформлением груза. Среди прочего он обратил внимание на нехватку транспорта и риск недопоставок запчастей. Артем Хомышин добавил про дефицит водителей. Более оптимистично был настроен Гарольд Власов. С его точки зрения, запчастей вполне хватает, а с автоматизацией вообще можно подождать: полупустым объектам она будет не нужна. А вот Николай Воинов, пожалуй, оказался самым скептичным из всех. По его мнению, "рынок начнет резко сдуваться, мы возвращаемся в ситуацию 2015 года, когда все искали работу". Он посоветовал поспешить с фиксированием текущих ставок аренды, поскольку в ближайшее время они упадут. "Выживут только те игроки, кто сможет договориться с клиентами", - подытожил он.

Александр Перфильев подчеркнул, что рынок сегодня переходит на более дешевые системы доставки – в основном китайского производства, и поинтересовался у спикеров, ожидать ли дефицита отдельных товаров из-за усложнения возможностей логистики. Как оказалось, дефицита никто не ждет – придут аналоги.

Также в повестке дискуссии оказалась судьба ПВЗ. Александр Воронов считает, что их постепенно будут заменять постаматы. Николай Воинов тоже убежден, что рынок ПВЗ существенно «перегрет»: в свое время открылось много убыточных и ненужных точек. В ходе оптимизации останется не более 50 тыс. ПВЗ. "Выжившим" придется улучшать качество сервиса и предлагать клиентам дополнительные услуги.

Источник - CRE https://cre.ru/news/86443