Fashion Business Magazine
Новости
21 июня 2020

На РИФе обсудили стратегию цифровизации моды России

18 июня в рамках РИФ онлайн состоялся круглый стол, посвящённый стратегии цифровой трансформации для лёгкой промышленности и индустрии моды России. Организатором выступил бизнес-кластер РАЭК / FASHION TECH, модератором - Антон Алфер, председатель кластера РАЭК / Fashion Tech и комитета по цифровым технологиям "Союзлегпрома".

В круглом столе приняли участие: 

- Ануш Гаспарян, соучредитель и коммерческий директор Fashion Consulting Group, директор Образовательного центра "Менеджмент и коммуникации в индустрии моды" НИУ ВШЭ.

- Андрей Голуб, генеральный директор по Италии ICOL Group, со-председатель кластера РАЭК / Fashion Tech.

- Татьяна Копнина, генеральный директор ORBY.

- Лариса Каменская, генеральный директор текстильного агентства AVANT.

- Юлия Пыльнова, менеджер проектов "Русские сезоны", стартап акселератор Seasons Tech.

- Константин Карчмарски, соучредитель The European Alliance for Technology Development.

- Дмитрий Шишкин, учредитель ГК "Портновская мануфактура Shishkin", председатель комитета по швейной промышленности "Союзлегпрома".

 

Какова новая реальность в fashion индустрии сегодня?

Пандемия изменила ландшафт всей fashion индустрии, разрушила устоявшиеся цепочки поставок, изменила поведение потребителя и поставила под сомнение тенденцию глобализации, распределенного и удаленного производства. В свою очередь, это повлекло за собой стремление к консолидации игроков рынков, чтобы обеспечить бесперебойность бизнес связей. И, конечно, переход модного бизнеса "в цифровое измерение" - от b2c до b2b, от дизайнеров до производителей, - наконец-то все в одночасье поняли, что жить как прежде дальше не получится. Мировые бренды вынуждены оптимизировать бизнес, отказываться от большого количества магазинов, ускорять циклы производства, чтобы улучшить оборачиваемость средств и тем самым снизить риски. Отсутствие горизонтальных связей и информационной среды одна из ключевых проблем индустрии моды в России.

Что необходимо предпринять, чтобы вывести российскую лёгкую промышленность и индустрию моды на качественно новый уровень развития, сделать ее устойчивой, по возможности минимально зависимой от внешних факторов и потрясений? Как трансформировать существующие бизнес-процессы в цифровую среду? 

"Очевидно, что пандемия подтолкнула переход многих процессов в онлайн и цифру, но многие компании оказались не готовы к резкой и глубокой трансформации бизнеса. Чтобы подхватить тенденции перехода российского легпрома в цифровое измерение, как это уже происходит во всем мире, в первую очередь в США, азиатском регионе и большинстве европейских стран, необходимо действовать на опережение, а не ждать следующего кризиса, который может оказаться еще сильнее, необходимо спланировать и как можно скорее начать реализовывать (а не только обсуждать!) комплексную, рыночную, но хорошо скоординированную интеграционную программу действий, - прокомментировал Антон Алфер, председатель кластера РАЭК / Fashion Tech и комитета по цифровым технологиям "Союзлегпрома".

В рамках деятельности рабочей группы (РАЭК и "Союзлегпром"), мы проработали идеи реализации такой программы, и видим возможности и острую необходимость оперативного запуска процессов построения вертикальных платформ и их тестирование на реальных пилотных проектах, которые позволят используя уже существующий опыт и технологии, интегрироваться с локальными структурами поддержки бизнеса и ведущими участниками индустрии. 

Сейчас как никогда важны платформенные решения, которые смогут помочь компаниям переходить в цифру, упрощать, ускорять и улучшать процессы взаимодействия не только в каждом офисе, фабрике отдельно, но и внутри локально - глобальных цепочек поставок. 

В особенности это необходимо малому и среднему бизнесу, у которого меньший запас прочности и более слабая устойчивость к потрясениям. Нужны цифровые сервисы для взаимодействия компаний и специалистов, от создания продукта до закупок, продаж и до утилизации продукции. Нужно дать компаниям возможность интеллектуального поиска контрагентов и выявление компаний на совместимость по определённым параметрам.

У многих участников рынка России есть инструменты и понимание, как это реализовать на российском рынке уже в ближайшее время, возможно и даже необходимо, привлекая, где нужно опыт успешных иностранных партнеров, но не забывая о необходимости локализации know-how, создание собственных инструментов для цифровизации бизнеса, и что тоже критично важно, сохранение и обработка данных, в наших локальных системах, платформах, инструментах. Конечно такие инициативы будут эффективными только при активном участии отраслевых ассоциаций, таких как "Союзлегпром" и при должной поддержке государства".

Цифровизацию индустрии моды можно формально разделить на 6 макроблоков:

- Цифровой Дизайн и Виртуальное Прототипирование,

- Новые и Технологические Материалы,

- Цифровой Ритейл (b2c),

- Цифровое, Автоматизированное Производство и Умные Фабрики,

- Устойчивые Процессы и Практики,

- Цифровые Цепочки Поставок (b2b). 

 

Второй большой блок для данной трансформации: построение целостных цифровых бизнес-процессов, включающих в себя ключевые инновационные продукты, которые и отличают новую индустрию от старой радикальным образом  и являются факторами конкурентоспособности. Именно в этой части задействованы ключевые технологии, трансформирующие модную индустрию, как впрочем и многие другие - облачные технологии, искусственный интеллект, блокчейн, цифровые двойники, робототехника.

"Во время кризиса оказалось, что B2B-процессы стали самыми уязвимыми в индустрии fashion. Ключевое слово для моды сегодня — это гибкость. В Италии случилось так, что развалилось все: цепочки поставок, бизнес. Традиционалистам стало понятно, что в последние годы мода пошла не в том направлении. Погоня за объемом привела к потере качества", - Андрей Голуб, генеральный директор по Италии,ICOL Group, со-председатель Кластера РАЭК / FashionTech.

"За время пандемии большинство активных игроков рынка поняли, что такое онлайн-среда, которая работает. При правильной координации мы получаем большое ускорение всех процессов цифровизации. Нам необходимо строить новые бизнес-процессы (вертикали) от покупателя до производства. Логистические процессы и производства очень различны между собой. Поэтому не возникает конкуренции между разными производственными стартапами", - Константин Карчмарски, соучредитель The European Alliance for Technology Development.

"Сейчас от чёткого планирования и жёсткой структурной иерархии нужно переходить к гибким открытым системам, тестированию, экспериментам. Компании должны быть готовы менять продукт. Умение измениться — глобальная суть бизнеса сегодня. Сегодня важна мультиканальная система продаж. Если вас нет в интернете, вас нет в принципе нигде. Во главе угла онлайн-продажи. Малорентабельные точки будут закрываться", - Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consulting Group.

"Сейчас не у всех европейских текстильных фабрик есть даже интернет-сайты . Если с кастомизацией у них все хорошо, то с цифровизацией не очень. Мы наблюдали падение спроса на ткани сегмента премиум и люкс протяжении последних трех лет. Объемы продаж по всему существенно падают", - Лариса Каменская, генеральный директор текстильного агентства AVANT.

"Основной рецепт успеха — это гибкость и скорость. Какие-то проекты пришлось затормозить. Сегодня мы понимаем изменения внешней среды. Основные тренды: снижение доходов, беспокойство о гигиене и здоровье, социальное дистанцирование. В середине мая мы перешли на удалёнку, гибко и быстро перестроили работу компанию на производство СИЗов. Получилась незапланированная диверсификация", - Татьяна Копнина, генеральный директор ORBY.

"У нас на 2020 год были достаточно большие планы. Пока все идет по плану и вписывается в финансирование. У нас сейчас ориентировочно назначен старт приема заявок. Мы поддерживаем молодых инноваторов в легкой промышленности, а также в бизнес-процессах. На 2020 год у нас было запланировано открытие маркетплейса. Сегодня было сказано о перенасыщенности всех маркетплейсов. На нашем маркетплейсе будет все сегментировано", - Юлия Пыльнова, менеджер проектов "Русские сезоны", стартап акселератор Seasons Tech.

"Сейчас пандемия в очередной раз доказала необходимость осознанного разумного потребления. Даже с точки зрения производства больше ориентируемся на утилитарность. В цифровом формате фабрики всех управленцев перевели на дистанционный режим. Активно внедряем приложения, позволяющие хорошо на дистанции вести диалог. Экономим время и деньги", - Дмитрий Шишкинучредитель ГК "Портновская мануфактура Shishkin", председатель комитета по швейной промышленности "Союзлегпром".