Загрузка
0%
20 июня 2009

MAX CHERNITSOV: о кризисе в моде или о моде в кризис

Тема для беседы с известным российским дизайнером была нами выбрана не случайно – «Мода в кризис» уже обсуждалась на лекции Черницова в рамках Sunday Up Market и вызвала большой интерес. Мы выяснили, что будет с российской модой, в чем причины проблем и где искать резервы для роста.

Fashion24.IN: Максим, позвольте начать с вопроса – все же, кризис – это предзнаменование коллапса или возможность для роста?

Макс Черницов: Кризис – это всегда возможность, но только для тех, кто способен «перегруппироваться», или для новичков, которые могут привнести какие-то нестандартные походы к решению существующих проблем бизнеса.

 

Fashion24.IN: Чувствуете ли вы, что растет профессионализм людей, приходящих в этот очень непростой бизнес – индустрию моды?

М.Ч.: К сожалению, пока нет. Зачастую люди становятся дизайнерами от амбиций, и это главная проблема. Нет специалистов, которые планируют развитие отрасли. Если подходить к моде как к бизнесу, то необходимо планирование. А у нас так: везет – значит, везет, а если нет, то люди не анализируют проблемы. Поэтому пока это больше творчество, чем бизнес. Есть и иная ситуация, когда дизайнерский проект изначально создается как бизнес-структура, в которую инвестируют и, соответственно, ожидают возврата вложений. Пример бренда Kira Plastinina  - это яркий случай, когда солидный бизнес строит марку, но и там амбиции, всё же, играют ключевую роль. Магазины в США почти все закрыты, а ведь еще недавно они открывались в самых пафосных местах, вплоть до 5-й Авеню (на данный момент бутик закрыт, однако пока еще работает другой – в Лос-Анджелесе,- прим. Fashion24.IN). В России бизнес идет внешне замечательно, но вот PR бывает излишне громким и зачастую он того не стоит. А ведь PR по своей сути – это противовес рекламе, достижение максимального результата при минимальных издержках.

 

Если взять Nina Donis - основные средства были вложены не в производство коллекции, а в проведение дорогого показа в пафосном месте.

 

Fashion24.IN: Максим, с кем из дизайнеров вам бы хотелось сотрудничать, например, делать какие-то совместные проекты, а с кем - нет, и почему?

М.Ч.: У каждого дизайнера - своя стилистика, свое видение прекрасного. Именно поэтому дизайнерские дуэты – чаще всего родственные, например, муж с женой. Другие объединения встречаются редко, творчество – это все же индивидуальный процесс. Но как пример площадки, где успешно продаются самые разные российские дизайнеры, могу назвать проект RUSПУБЛИКА. Совместные мероприятия – здесь не маловажную роль играет уровень дизайнеров, но самое главное - идея мероприятия, насколько она продумана в целом.

 

По персоналиям – интересны Логинов, Гайдай, Тегин – очень специфическая эстетика, но она весьма импонирует. Из западных – конечно же, Alexander McQueen, скандинавский дизайнер Henrik Vibskov и еще Walter Van Beirendonck – самый авангардный, делает смешные образы в принтах.

 

Fashion24.IN: С чем связан ваш переход с площадки RFW на Volvo Fashion Week?

М.Ч.: Это произошло по ряду причин: во-первых, захотелось обновления, свежих эмоций, а это всегда связано с новым местом, новой командой. Во-вторых, более комфортные условия для работы: просторная площадка, большие гримерки. Ну и общее ощущение, что здесь спокойнее и благонадежнее. И, конечно же - команда, которая заботится о дизайнерах и продвигает их. Яркий пример: организованный при поддержке МТС конкурс для молодых дизайнеров, в ходе которого надо было создать некий аксессуар. Это намного лучше решило задачу продвижения дизайнеров, чем промо фильма о казаках. А ведь у дизайнеров не так много ресурсов, чтобы тратить их впустую.

 

Fashion24.IN: Чего не хватает нашим неделям моды, если говорить в целом?

М.Ч.: Многие критикуют обе недели за то, что они являются в большей степени светским мероприятием, чем профессиональным. Но наша индустрия в целом настолько слаба, что светскость – это единственное, что можно получить в результате. Конечно, можно пригласить западных байеров, но когда дело дойдет до заказов, выяснится, что проблема еще и в экспорте коллекций – правильно оформить таможенные документы, сделать все платежи,- здесь накладывается и технологическая сложность и несовершенство законодательства.

 

А если вернуться к уже затронутому вопросу о профессионализме, то не могу не отметить слабый аналитический уровень российских журналистов – вместо того, чтобы выполнять свою работу (а именно – посетить все показы, профессионально и объективно отметить плюсы и минусы коллекций, оценить насколько та или иная коллекция в тренде), они поддерживают выборочно тех или иных дизайнеров по принципу личных симпатий. Вот и получается, что вместо профессионализма и честности в профессии, у нас процветает кумовство и клановость.

 

Вообще я бы выделил три причины, которые мешают развитию российского дизайна: не существует  индустрии моды как таковой, не существует маркетинга, нет цивилизованного рынка.

 

Fashion24.IN: Совсем недавно был День защиты детей. В связи с этим вопрос: есть женская и мужская линии MAX CHERNITSOV, планируется ли детское направление одежды?

М.Ч.: Пока нет. У нас сейчас реализуется проект с нижним бельем. Я уже давно готовлю к нему публику, но пока мы производим небольшие серии. Это, конечно, глобальная задумка, на ближайшие несколько лет точно. Производство будет на специализированных фабриках по нормальным ценам, причем за рубежом, т.к. в России себестоимость производства, к сожалению, высокая. А с бельем мы уже делали интересный фотопроект – съемка  для одного из журналов, где концепция была в том, что люди обнажают душу и тело.

 

Fashion24.IN: Как коснулся кризис бизнеса самого бренда MAX CHERNITSOV?

М.Ч.: Конечно, продажи упали, это глобальная тенденция. Но как нам кажется, волна интереса к российским дизайнерам, особенно в регионах – все-таки поможет вывести бизнес на новый уровень. В результате скачков валюты, возможно, многим владельцам и управляющим магазинов будет интересно работать с российскими дизайнерами, - но конечно, не в области конкуренции с дешевым контрафактом, а в качестве альтернативы вещам западных марок. В Москве продажи также упали, но как мне кажется, это был момент психологического надрыва, который, к сожалению, и сейчас еще не прошел.

 

Что касается ведения бизнеса – нам сейчас непросто. К счастью или сожалению, мы – компания, которая ведет бизнес честно и открыто, платим все налоги, что конечно отражается и на себестоимости - вещи получаются более дорогими. В то же время, со стороны государства нет поддержки индустрии моды, нет системной борьбы с контрафактом – по примеру ситуации с видео и аудиопродукцией.

 

Fashion24.IN: Как обстоят дела у магазинов сети RUSПУБЛИКА - одной из площадок, где можно купить вещи российских дизайнеров и у других точек продаж бренда?

М.Ч.: В каждом из магазинов своя аудитория, и поэтому ситуация везде разная. Например, корнер MAX CHERNITSOV в ЦУМе был самой сильной точкой продаж – там очень четкая целевая аудитория: платежеспособная, привыкшая к брендовым вещам. Да и на фоне цен западных брендов российские дизайнеры только выигрывали, стоимость наших вещей была привлекательной. Вообще, мы очень благодарны байерам ЦУМа – их профессиональный опыт помог нам сформировать успешный с коммерческой точки зрения ассортимент.

RUSПУБЛИКА в Крылатском держится на своих постоянных клиентах, там лучше продаются casual марки, а в Смоленском Пассаже – к сожалению, бутик закрыт на лето в связи с ремонтом в торговом центре, но это всегда была успешная точка продаж. Благодаря центральному расположению, и наличию бизнес-центра, там особенно хорошо шли вещи, ориентированные наfashionistas, которым важно купить новинку именно в начале сезона, а девушки активно покупали более нарядные, яркие вещи для выхода в свет.

 

Fashion24.IN: И завершающий вопрос. Какой подход ближе дизайнеру Максу Черницову: Мода как бизнес или Мода как искусство?

М.Ч.: Мы обязаны это совмещать. Моя задача – делать ее (моду) интересной.

 

Беседовал Андрей Якоби